Как сохранить внимательность при чтении?

Как сохранить внимательность при чтении?

Одна из причин медленного чтения — наша невнимательность. Порой мы снова и снова глазами возвращаемся к уже прочитанному, а мысли наши витают где-то за синими далями. Как научиться концентрировать внимание на тексте?

Один из самых надёжных способов — пробудить в себе интерес к тексту. И тут нужно помнить, что нам интересно, когда мы мыслим сами, когда наш мозг активен. Когда мы  не пассивно плывём по течению авторской мысли, а берём в руки вёсла и сами начинаем грести. Так вот, перед чтением любой статьи, проделайте следующее:

1. Прочтите название и подумайте, о чем может идти речь в данной статье. Если по названию статьи трудно понять, о чём в ней пишется (бывают и такие творческие авторы), тогда просто пофантазируйте на тему названия. Предположите, сделайте догадку. Это уже включит ваш мыслительный процесс.  

2. Вспомните, что вы уже знаете по данной теме.

3. Подумайте, что вы хотели бы узнать или могли бы узнать нового из этой статьи.

4. Быстро просмотрите статью, выдёргивая взглядом по одному слову из каждого абзаца. Таким образом вы составляете первое впечатление о статье, знакомитесь со структурой и ключевыми моментами текста, проясняете правильность ваших догадок относительно темы и того, что вы можете из неё подчерпнуть,  и , наконец, можете предположить, сколько времени у вас уйдёт на её прочтение.

Как видите, быстрый просмотр — это очень полезная привычка. Кроме того, вы лучше запомните материал при чтении, потому что у вас у же будет какая-то основа для запоминания.  А лучшее соотношение материала для запоминания — это 60-70% уже известного и 40-30% нового.

5. Во время чтения статьи ведите мысленный диалог с автором — соглашайтесь с ним или возражайте ему, ищите логику его высказываний, отмечайте для себя примеры, доказательства, суждения, умозаключения  автора.

6. После окончания чтения, сделайте выводы. Что нового вы узнали из статьи? В чём её польза для вас?

7. Предположите, что за личность написала эту статью. Каков был её главный мотив при написании?  И как ведёт себя этот человек в жизни, какой он в отношениях с людьми, с работой. В общем, быстренько предположите или сочините историю про автора. Пусть даже она будет невероятная.

Вы спросите, зачем нужен 7 пункт? Последний пункт учит вас быть наблюдательным и проницательным, развивает интуицию, логику и фантазию. Это ваша польза от ответа на этот вопрос.

Вообще же за этим вопросом стоит философия. Каждый продукт труда несёт отпечаток своего автора или исполнителя — конкретного живого человека со своими целями, ценностями, мотивами.  Наше общество сейчас достаточно обезличинно, и  в этом причина нашей невнимательности к другим и безразличия. А с другой стороны, обезличинность снимает ответственность за продукт своего труда.  А это приводит к халатному отношению к работе — никто ведь не узнает, что это именно ты  испёк накачественные булки или сшил пальто криво.

Используйте данный алгоритм при чтении и вы увидите, как повысится качество усвоения и понимания материала, улучшится ваша фантазия и наблюдательность.

Добавить комментарий